Катарское наследство. Кто выиграет и проиграет от нового конфликта

Читати цей матеріал українською

Недавно мир сколыхнула новость о новом ближневосточном конфликте — на этот раз, дипломатическом. Несколько влиятельных и богатых стран региона ополчились против еще одного благополучного государства, обвинив его в поддержке терроризма. Именно так видится суть проблемы в глазах большинства обывателей. Вместе с тем, причины конфликта намного глубже, а его последствия могут выйти далеко за пределы Ближнего Востока.

Одним из главных следствий возникшего противостояния стало стремительное ухудшение репутации Катара не только среди соседей, но и у многих других ведущих государств. Результатом этого может стать сокрушительный удар по бизнесу катарских и зарубежных компаний. Некоторые серьезные последствия конфликта ощущаются уже сейчас.

Маленькая страна с большими возможностями

Катар с населением в 2,5 млн человек является крупнейшим мировым экспортером сжиженного природного газа. Кроме этого, он также известен самым высоким в мире доходом на душу населения ($129 700 в год) и известной телекомпанией Al Jazeera. Суверенный инвестиционный фонд в $335 млрд включает в себя акции крупнейших мировых компаний — таких как Barclays Plc и Credit Suisse Group. В 2022 году эмират собирается принять финальную часть Чемпионата мира по футболу.

После отказа Саудовской Аравии в 2003 году размещать на своей территории Центр воздушных операций США, Катар предложил свои услуги. Сегодня в государстве несут службу 10 тыс. американских военнослужащих. Также здесь располагается Штаб центрального командования США на Ближнем Востоке.

Одним из первых на конфликт ближневосточных государств отреагировал фондовый рынок. После небольшого роста основной индекс Катара стремительно понизился, заставив инвесторов вспомнить крупнейшее падение показателя в 2009 году (-7,3%).

Около 20% импорта страны и половина въезжающих в нее туристов принадлежат именно тем странам (Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ и Египет), которые первыми обвинили Катар в поддержке терроризма и ввели наиболее жесткие санкции. Многие из них участвуют в создании инфраструктурных объектов предстоящего футбольного турнира. И, если право на его проведение по-прежнему останется у Катара (хотя сомнения в этом звучат все чаще), государству будет чрезвычайно сложно завершить начатое самостоятельно.

Победители и проигравшие

По мнению многих экспертов, первыми ухудшение репутации страны и вводящиеся санкции ощутит банковский сектор, во многом зависящий от зарубежных вложений. Депозиты нерезидентов Катара в его 18 банках составляют 24% от общего числа, что значительно превышает показатели соседних стран. Возрастающее недоверие к зарубежным вложениям может отразится и на самих инициаторах санкций. Ведущим финансовым структурам Объединенных Арабских Эмиратов — First Abu Dhabi Bank и Emirates NBD — предрекают значительное снижение темпов развития в следствие оттока катарского капитала.

Другим «чувствительным» направлением может стать энергетический сектор. Международная блокада негативно скажется на экспортном потенциале Катара в продажах основной продукции — сжиженного природного газа. В этом случае дополнительные преимущества на мировом рынке получат американские экспортеры. Поставки из США, как правило, не связаны контрактом с конкретными пунктами назначения, что делает американский экспорт гибким и удобным источником топлива. По мере роста напряженности, спрос на поставки газа из Северной Америки будет только возрастать.

Катастрофические потери может понести энергетическая компания Dolphin Energy из Абу-Даби, занимающаяся поставками газа из Катара в ОАЭ и Оман. Ежедневно по 364-километровому трубопроводу транспортируется более 56 млн м³ полезного ископаемого. Пока, несмотря на санкции, поставки газа продолжаются, но их возможная остановка будет иметь самые серьезные последствия.

Ближневосточную пищевую промышленность также ожидают существенные перемены. Сложная ситуация заставила власти Катара вступить в переговоры с поставщиками еды и воды из Ирана, Турции и других стран. На особенные преференции могут рассчитывать зарубежные производители молочной продукции и мяса.

Международный конфликт заставил компании из Саудовской Аравии и ОАЭ прекратить поставки сахара своему противнику. Больше остальных действие ограничений в торговли ощутила на себе дубайская Al Khaleej Sugar Co., владеющая крупнейшим в мире портовым сахарным заводом.

Ощутить негативные последствия скандала может ведущий турецкий производитель сладостей и закусок компания — Ulker Biskuvi Sanayi AS. Поддержка катарских потребителей будет стоить ей хороших отношений с другими ближневосточными государствами. В то время как компания владеет 11% египетского и 18% саудовско-аравийского рынка производства бисквита.

В транспортной отрасли главные баталии развернуться в авиатранспортном направлении. Не раз признаваемые лучшими в мире Qatar Airways могут существенно ослабить свои позиции на рынке. Государственный перевозчик имеет 52 ежедневных маршрута в четыре соседние страны. Доля доходов от этих направлений составляет 30% в общем бюджете авиакомпании.

Ожидается, что основная борьба за топовые направления развернется между главными конкурентами катарской компании — Gulf Air и Singapore Airlines. Также на часть маршрутов могут рассчитывать Lufthansa, Malaysia Airlines, Philippine Airlines, Kuwait Airways, Saudia и Air France-KLM.

Самые ощутимые потери в области строительства понесут компании из ОАЭ. Среди них, Drake & Scull International, владеющая контрактами на $136 млн в Катаре, включая строительство первой очереди столичного метро.

Развитие нового конфликта на Ближнем Востоке, безусловно, может иметь и более значительные и масштабные последствия. Ясно и то, что возникшие разногласия между региональными лидерами и дальнейшее усугубление ситуации будет крайне негативно сказываться на репутации не только Катара, но и его противников. Последствия этого процесса для местного и международного бизнеса сложно переоценить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *